Игорь ЛИВАНОВ: «Вся жизнь - счастливый случай»
На его счету много самых разных ролей, в том числе Бешеный из фильма «Тридцатого уничтожить». Но последнее время за актером все прочнее закрепляется амплуа «стража порядка». Об этом свидетельствуют два сериала, в которых Ливанов снимается одновременно. В одном он руководит борьбой с терроризмом, работая в дореволюционной российской полиции. В другом сражается с организованной преступностью в рядах нынешней российской милиции. Но независимо от предложенной роли характер у человека один, раз и навсегда ему данный. Каков же он, Игорь Ливанов? - Съемки в приключенческих фильмах, боевиках - все это, наверное, связано с риском? - Вы знаете, если бы на съемочной
площадке каждый занимался своим делом, и
достаточно профессионально, - риск был бы
минимален. Но, к сожалению, многие мои коллеги
очень амбициозны. Конечно, в жизни почти каждого
человека бывают ситуации, когда ему нужно
собрать всю волю и постараться «прыгнуть выше
головы». Для спасения себя, своих близких, для
чего-то действительно очень важного. Но не ради
же того, чтобы просто выглядеть в глазах
окружающих красиво! - Вы рассуждаете очень здраво. Похоже, что сами никогда не поддавались искушению трюкачить... - Потому и говорю со знанием дела, что
сам не раз этим грешил. Иногда действительно это
было с моей стороны неразумно, а иногда
диктовалось просто производственной
необходимостью. К примеру, в сериале «Графиня де
Монсоро» было бы невозможно заменить меня
дублером во всех сценах скачек. - Не опасно? - Конечно, это тоже риск, вполне добровольный. Но мы с моим конем доверяем друг другу, оба получаем удовольствие от общения, от азарта скачки. И, мне кажется, это как раз тот случай, о котором говорят: «Риск - благородное дело». А вот во время работы было много не слишком приятных моментов: падений, переворотов в воздухе и т.д. - при съемках драк. Мне, впрочем, отчасти помогало то, что я в юности занимался восточными единоборствами. Вот когда я на съемках прыгал с вертолета - тут у меня никакой предварительной подготовки не было. - И неужели не страшно? - Есть особый психологический нюанс. Если по-настоящему вживаешься в роль, которую исполняешь, то и прыжок словно совершаешь не ты, а твой герой. Представьте, от этого чувствуешь себя спокойнее. - А травмы вы когда-нибудь получали? - Почти нет. Ну было, например, когда я сломал оба запястья. Так даже к врачу не обращался, довольно быстро срослось само. - И не боялись пускать все на самотек? Вдруг так просто бы не обошлось? - Я к травмам привычен. Когда занимался спортом, у меня их было намного больше, чем при съемках. - Каким именно спортом вы занимались? - Долго и очень основательно занимался боксом. Под конец работал уже по нормативам кандидата в мастера спорта. Подумывал даже поступать в Институт физкультуры. Но, как видите, выбрал все же иной путь. Потом увлекся таэквондо. Тоже, вроде бы, успешно. Хотя во время занятий я не раз ломал, скажем, мизинцы на обеих ногах. И опять обходился без врача. - Это увлечение тоже в прошлом? - Нет, но на регулярные тренировки не хватает времени. Занимаюсь один дома, когда выпадает свободная минута. Главное, что основных навыков я не утратил и в случае чего смогу за себя постоять. - Такие ситуации бывали? - По-моему, они бывают у всех. Я просто в
каких-то случаях не способен притворяться слепым
и глухим. - Неужели была драка? - Нет, до этого дело не дошло. Просто по выражению моего лица человек с золотыми зубами почувствовал, что я не уступлю, что могут быть неприятные для него последствия, и предпочел не обострять ситуацию. Была вероятность, что он попытается довыяснить со мной отношения за стенами магазина, но и этого не произошло. - А тут вам страшно не было? - Я был не один, а со своей подругой. Она действительно испугалась, и мне в какой-то момент стало страшно за нее. Вообще в критических ситуациях больше боишься за других, чем за себя. Но один из законов восточных единоборств гласит: если уж ты вступил в бой, нельзя останавливаться, необходимо сделать все возможное, чтобы победить. - Как-то не очень все это сочетается. С одной стороны, вы - проповедник благоразумия, а с другой - явно, человек риска. Вы-то сами насколько своими советами руководствуетесь, часто пользуетесь помощью дублеров? - Если честно, за все годы съемок
каскадеры подменяли меня только два раза. И то в
тех ситуациях, когда без них обойтись было совсем
невозможно. Первый раз - когда мой герой должен
был прыгать с моста на проходящую по реке баржу с
большой высоты. Мне даже смотреть было
страшновато, как все это проделывалось. Второй
трюк вообще невероятный. Мой герой должен был
прошмыгнуть под колесами идущего состава, а
потом так же между двигающихся колес выскочить с
другой стороны. Представляете? - Но кому же нужны такие жуткие кадры? - Очевидно, зрителям. Они ведь любят остросюжетные фильмы, и чем круче - тем лучше. - Да, я понимаю, это логика торговли: покупатель всегда прав. - Мне кажется, покупатель кинопродукции прав не всегда, но, бывает, ошибаются и ее изготовители. Я имею в виду режиссера, оператора. Порой во время съемки какой-нибудь сцены кому-то из них приходит в голову, что неплохо было бы вставить что-нибудь эдакое. На ходу изобретается трюк; каскадеры, ребята дисциплинированные, его выполняют, а потом оказывается, что он плохо вписывается в общую логику действия. И при монтаже его просто вырезают. Такое случалось и со мной, когда я выполнял трюки сам. Должен сказать, это очень обидно. - И все же что заставляет вас рисковать? - Самый сильный вид азарта: азарт работы. Если работа мне действительно нравится, во мне поднимается особая энергетическая волна, силу которой ощущают на себе даже мои партнеры, - они сами об этом говорили. А что такое моя работа? Это - игра. И я думаю, недаром это слово объединяет актера и заядлого картежника. Без азарта, без куража наша профессия невозможна. К тому же ставки в этой игре достаточно высоки. Мне кажется абсурдным утверждение, что кино не влияет на воспитание людей, особенно молодежи. На меня, например, сильнейшее воздействие произвел в свое время фильм «Чапаев». Правда, иногда, по мере взросления, постижения жизни и истории, наши нравственные ориентиры меняются. Теперь у меня, например, больше симпатии вызывают не чапаевцы, а каппелевцы, спокойным шагом с папиросой в зубах идущие в атаку под выстрелами. - Все работа и работа... А азарт досуга вам знаком? - Разумеется. Мы любим с друзьями летом на машинах забираться в какую-нибудь глухомань, например на Оку. И там я вдосталь предаюсь своей страсти к рыбалке. Когда в прошлом году вытащил сома килограмма на четыре - это был такой кайф! Впрочем, за кайфом не обязательно ездить далеко. Недавно я переехал в новую квартиру, и для меня огромное удовольствие - обустраивать ее, наводить порядок. Или я могу прийти в универсам и буквально все деньги, которые есть при мне, потратить на продукты, покупать все, на что глаза глядят. Не потому, что я, скажем, жду гостей. Просто полный холодильник придает моему быту какую-то дополнительную устойчивость. - Я вижу, по натуре своей вы человек домашний... - Да, для меня дом значит очень много. И чем больше приходится ездить, тем большее удовольствие я получаю, возвращаясь домой. - В чем вы еще азартны? - Ну, скажем, азарт казино, круга рулетки - это не для меня. Считаю делом бессмысленным. Тем более что ясно же: работа любого казино построена так, чтобы обогащаться за счет клиентов. В такие игры я не играю. Другое дело - футбол или шахматы. Шахматы для артистов, людей эмоциональных, самолюбивых - это, поверьте мне, тяжелое испытание. Артист, проигравший партию своему коллеге, несчастен до глубины души. Мне остается только гадать, что же должен испытывать проигравший гроссмейстер, для которого шахматы - главное дело всей жизни. - Проиграть в футбол не так обидно? - Ну в меньшей степени. Каждый матч - это и большая физическая нагрузка, и одновременно праздник для мышц. Приятная усталость не зависит от счета, с которым кончилась игра. - Достойно проигрывать - очень ценное
качество. И все же выигрывать куда приятнее. А
если уж доведется выиграть у партнера,
объективно более сильного, - это можно считать
подарком судьбы. - Вся жизнь - счастливый случай, за исключением тех случаев, которые нельзя назвать счастливыми. - О, да вы философ! Тогда скажите, пожалуйста, верите ли вы, что удачи и неудачи приходят случайно? Или есть какая-то закономерность, и по косвенным признакам можно заранее предположить, что тебя ждет... Я имею в виду те же приметы, которые якобы предсказывают нам будущее. - В приметы я не очень верю. Разве что твердо знаю: нельзя заранее говорить о работе, которая еще не началась. Как бы ни привлекателен был новый проект, как бы сильно ни занимал он твои мысли, - молчи. Иначе что-нибудь обязательно сорвется. - И часто срывается? - Да нет, не очень. - Как вы считаете, вы - человек везучий? - Мне кажется, что кто-то сверху точно
отмерил причитающуюся мне порцию везения. И выше
этой планки, как бы ни старался, мне не прыгнуть.
Но и за то, что мне отпущено, я благодарен. У меня
достаточно работы, и работы любимой. Есть условия
для достойной человеческой жизни. Славным
человечком растет мой сын. Разве этого мало,
чтобы считать себя везучим? Беседу вела Татьяна ЗОЛОТОВА |