Что общего между артистом и картежником? 
Где грань между благоразумием и риском? 
И какая игра, черт возьми, действительно стоит свеч? 
Обо всем этом размышляет известный артист театра и кино Игорь Ливанов.

Игорь ЛИВАНОВ:      «Вся жизнь - счастливый случай»

livanov.jpg (22971 bytes)

livanov2.jpg (5774 bytes)

livanov1.jpg (9481 bytes)

 

На его счету много самых разных ролей, в том числе Бешеный из фильма «Тридцатого уничтожить». Но последнее время за актером все прочнее закрепляется амплуа «стража порядка». Об этом свидетельствуют два сериала, в которых Ливанов снимается одновременно. В одном он руководит борьбой с терроризмом, работая в дореволюционной российской полиции. В другом сражается с организованной преступностью в рядах нынешней российской милиции. Но независимо от предложенной роли характер у человека один, раз и навсегда ему данный. Каков же он, Игорь Ливанов?

- Съемки в приключенческих фильмах, боевиках - все это, наверное, связано с риском?

- Вы знаете, если бы на съемочной площадке каждый занимался своим делом, и достаточно профессионально, - риск был бы минимален. Но, к сожалению, многие мои коллеги очень амбициозны. 
Они считают особым шиком самим выполнять трюки. А каждому человеку свойственно слегка переоценивать свои силы. Результат - падения, травмы...

Конечно, в жизни почти каждого человека бывают ситуации, когда ему нужно собрать всю волю и постараться «прыгнуть выше головы». Для спасения себя, своих близких, для чего-то действительно очень важного. Но не ради же того, чтобы просто выглядеть в глазах окружающих красиво!
И тем не менее люди идут и идут на неоправданный риск. Порой приходится даже удивляться, что 
несчастных случаев мало. В Америке, например, средства подстраховки артиста несравненно более совершенны и надежны. Но и там приходится порой встречать вчерашних кинозвезд, навсегда прикованных к инвалидной коляске.

- Вы рассуждаете очень здраво. Похоже, что сами никогда не поддавались искушению трюкачить...

- Потому и говорю со знанием дела, что сам не раз этим грешил. Иногда действительно это было с моей стороны неразумно, а иногда диктовалось просто производственной необходимостью. К примеру, в сериале «Графиня де Монсоро» было бы невозможно заменить меня дублером во всех сценах скачек. 
Нас, разумеется, заранее обучили азам искусства наездника. Но все остальные тонкости мы постигали прямо в процессе съемок. Надо сказать, что за это время я по-настоящему полюбил лошадей, и теперь при первой возможности выбираюсь на ипподром, даже в соревнованиях иногда участвую.

- Не опасно?

- Конечно, это тоже риск, вполне добровольный. Но мы с моим конем доверяем друг другу, оба получаем удовольствие от общения, от азарта скачки. И, мне кажется, это как раз тот случай, о котором говорят: «Риск - благородное дело».

А вот во время работы было много не слишком приятных моментов: падений, переворотов в воздухе и т.д. - при съемках драк. Мне, впрочем, отчасти помогало то, что я в юности занимался восточными единоборствами.

Вот когда я на съемках прыгал с вертолета - тут у меня никакой предварительной подготовки не было.

- И неужели не страшно?

- Есть особый психологический нюанс. Если по-настоящему вживаешься в роль, которую исполняешь, то и прыжок словно совершаешь не ты, а твой герой. Представьте, от этого чувствуешь себя спокойнее.

- А травмы вы когда-нибудь получали?

- Почти нет. Ну было, например, когда я сломал оба запястья. Так даже к врачу не обращался, довольно быстро срослось само.

- И не боялись пускать все на самотек? Вдруг так просто бы не обошлось?

- Я к травмам привычен. Когда занимался спортом, у меня их было намного больше, чем при съемках.

- Каким именно спортом вы занимались?

- Долго и очень основательно занимался боксом. Под конец работал уже по нормативам кандидата в мастера спорта. Подумывал даже поступать в Институт физкультуры. Но, как видите, выбрал все же иной путь. Потом увлекся таэквондо. Тоже, вроде бы, успешно. Хотя во время занятий я не раз ломал, скажем, мизинцы на обеих ногах. И опять обходился без врача.

- Это увлечение тоже в прошлом?

- Нет, но на регулярные тренировки не хватает времени. Занимаюсь один дома, когда выпадает свободная минута. Главное, что основных навыков я не утратил и в случае чего смогу за себя постоять.

- Такие ситуации бывали?

- По-моему, они бывают у всех. Я просто в каких-то случаях не способен притворяться слепым и глухим. 
Ну вот недавно в магазин при мне зашел крепкого сложения мужчина с золотыми зубами и с телохранителем. Выбрав, что ему нужно, он без очереди подошел к кассе, буквально смахнул продукты человека, которого в этот момент обслуживала кассирша, и... И я сумел его остановить.

- Неужели была драка?

- Нет, до этого дело не дошло. Просто по выражению моего лица человек с золотыми зубами почувствовал, что я не уступлю, что могут быть неприятные для него последствия, и предпочел не обострять ситуацию. Была вероятность, что он попытается довыяснить со мной отношения за стенами магазина, но и этого не произошло.

- А тут вам страшно не было?

- Я был не один, а со своей подругой. Она действительно испугалась, и мне в какой-то момент стало страшно за нее. Вообще в критических ситуациях больше боишься за других, чем за себя. Но один из законов восточных единоборств гласит: если уж ты вступил в бой, нельзя останавливаться, необходимо сделать все возможное, чтобы победить.

- Как-то не очень все это сочетается. С одной стороны, вы - проповедник благоразумия, а с другой - явно, человек риска. Вы-то сами насколько своими советами руководствуетесь, часто пользуетесь помощью дублеров?

- Если честно, за все годы съемок каскадеры подменяли меня только два раза. И то в тех ситуациях, когда без них обойтись было совсем невозможно. Первый раз - когда мой герой должен был прыгать с моста на проходящую по реке баржу с большой высоты. Мне даже смотреть было страшновато, как все это проделывалось. Второй трюк вообще невероятный. Мой герой должен был прошмыгнуть под колесами идущего состава, а потом так же между двигающихся колес выскочить с другой стороны. Представляете? 
Дублер Олег Корытин - человек многоопытный, безусловно, очень мужественный, но по его лицу было видно, что и ему не по себе.

- Но кому же нужны такие жуткие кадры?

- Очевидно, зрителям. Они ведь любят остросюжетные фильмы, и чем круче - тем лучше.

- Да, я понимаю, это логика торговли: покупатель всегда прав.

- Мне кажется, покупатель кинопродукции прав не всегда, но, бывает, ошибаются и ее изготовители. Я имею в виду режиссера, оператора. Порой во время съемки какой-нибудь сцены кому-то из них приходит в голову, что неплохо было бы вставить что-нибудь эдакое. На ходу изобретается трюк; каскадеры, ребята дисциплинированные, его выполняют, а потом оказывается, что он плохо вписывается в общую логику действия. И при монтаже его просто вырезают. Такое случалось и со мной, когда я выполнял трюки сам. Должен сказать, это очень обидно.

- И все же что заставляет вас рисковать?

- Самый сильный вид азарта: азарт работы. Если работа мне действительно нравится, во мне поднимается особая энергетическая волна, силу которой ощущают на себе даже мои партнеры, - они сами об этом говорили. А что такое моя работа? Это - игра. И я думаю, недаром это слово объединяет актера и заядлого картежника. Без азарта, без куража наша профессия невозможна. К тому же ставки в этой игре достаточно высоки.

Мне кажется абсурдным утверждение, что кино не влияет на воспитание людей, особенно молодежи. На меня, например, сильнейшее воздействие произвел в свое время фильм «Чапаев». Правда, иногда, по мере взросления, постижения жизни и истории, наши нравственные ориентиры меняются. Теперь у меня, например, больше симпатии вызывают не чапаевцы, а каппелевцы, спокойным шагом с папиросой в зубах идущие в атаку под выстрелами.

- Все работа и работа... А азарт досуга вам знаком?

- Разумеется. Мы любим с друзьями летом на машинах забираться в какую-нибудь глухомань, например на Оку. И там я вдосталь предаюсь своей страсти к рыбалке. Когда в прошлом году вытащил сома килограмма на четыре - это был такой кайф!

Впрочем, за кайфом не обязательно ездить далеко. Недавно я переехал в новую квартиру, и для меня огромное удовольствие - обустраивать ее, наводить порядок. Или я могу прийти в универсам и буквально все деньги, которые есть при мне, потратить на продукты, покупать все, на что глаза глядят. Не потому, что я, скажем, жду гостей. Просто полный холодильник придает моему быту какую-то дополнительную устойчивость.

- Я вижу, по натуре своей вы человек домашний...

- Да, для меня дом значит очень много. И чем больше приходится ездить, тем большее удовольствие я получаю, возвращаясь домой.

- В чем вы еще азартны?

- Ну, скажем, азарт казино, круга рулетки - это не для меня. Считаю делом бессмысленным. Тем более что ясно же: работа любого казино построена так, чтобы обогащаться за счет клиентов. В такие игры я не играю. Другое дело - футбол или шахматы. Шахматы для артистов, людей эмоциональных, самолюбивых - это, поверьте мне, тяжелое испытание. Артист, проигравший партию своему коллеге, несчастен до глубины души. Мне остается только гадать, что же должен испытывать проигравший гроссмейстер, для которого шахматы - главное дело всей жизни.

- Проиграть в футбол не так обидно?

- Ну в меньшей степени. Каждый матч - это и большая физическая нагрузка, и одновременно праздник для мышц. Приятная усталость не зависит от счета, с которым кончилась игра.

- Достойно проигрывать - очень ценное качество. И все же выигрывать куда приятнее. А если уж доведется выиграть у партнера, объективно более сильного, - это можно считать подарком судьбы. 
Кстати, как часто были в вашей жизни подарки судьбы, счастливые случаи?

- Вся жизнь - счастливый случай, за исключением тех случаев, которые нельзя назвать счастливыми.

- О, да вы философ! Тогда скажите, пожалуйста, верите ли вы, что удачи и неудачи приходят случайно? Или есть какая-то закономерность, и по косвенным признакам можно заранее предположить, что тебя ждет... Я имею в виду те же приметы, которые якобы предсказывают нам будущее.

- В приметы я не очень верю. Разве что твердо знаю: нельзя заранее говорить о работе, которая еще не началась. Как бы ни привлекателен был новый проект, как бы сильно ни занимал он твои мысли, - молчи. Иначе что-нибудь обязательно сорвется.

- И часто срывается?

- Да нет, не очень.

- Как вы считаете, вы - человек везучий?

- Мне кажется, что кто-то сверху точно отмерил причитающуюся мне порцию везения. И выше этой планки, как бы ни старался, мне не прыгнуть. Но и за то, что мне отпущено, я благодарен. У меня достаточно работы, и работы любимой. Есть условия для достойной человеческой жизни. Славным человечком растет мой сын. Разве этого мало, чтобы считать себя везучим?
 

Беседу вела
Татьяна ЗОЛОТОВА