III. КОСМОЛОГИЯ.

 

Силой, активно действовавшей при создании мира, был Бог; Высшая Причина и Сущность всех вещей, Отец не только Сына, но и всего сотворенного, что когда-либо было, есть или будет; Yliaster, первоначальная и подлинная Причина всего сущего. Эта Сила есть, была и будет вечным Строителем мира, Плотником вселенной, Ваятелем форм. Творение произошло посредством Воли, присущей этой Творящей Силе, Воли, выраженной в «Слове» или Fiat (активной и действенной мысли). Это произошло таким же образом, как если бы дом появился посредством дыхания. Причина начала творения была в вечной активности, присущей этой нематериальной Сущности, и все вещи невидимо или потенциально содержались в Первопричине, или Боге.

Когда произошло творение, Yliaster разделился; он как бы растаял и растворился, выделив из себя Ideos, или Хаос (Mysterium magnum, Iliados, Limbus major или Первичную Материю). Эта Первичная Субстанция едина по своей природе и проявляется не только как жизненная энергия, духовная сила, невидимая, непостижимая и неописуемая, но также как живая материя, которая составляет субстанцию живых существ. В Limbus или Ideos первичной материи, куда вложена изначаль ная сила жизни, не имеющая ни форм, ни каких бы то ни было мыслимых качеств, в этом едином источнике всего сотворенного содержится субстанция всех вещей.

 

Древние описывают это как Хаос и сравнивают с вместилищем семян, из которых возник макрокосм, а затем через разделение и эволюцию в Mysteria specialia получило жизнь каждое отдельное существо. Все вещи и все элементарные субстанции содержались в нем in potentia, но не in actu — так же, как в куске дерева содержится статуя, которая может быть вырезана мастером, или как тепло заключено в кремне и может проявить свою сущность в виде искры, если ударить по кремню огнивом.

Magnus Lirnbus есть источник, из которого произросли все создания, в том же смысле, в каком из малого семени может вырасти дерево, с той только разницей, однако, что великий Lirnbus происходит от Слова Божия, тогда как Lirnbus minor (земное семя или сперма) происходит от земли. Великий Limbus есть семя, из которого произошли все существа, а малый Limbus есть каждое завершенное существо, которое воспроизводит свою форму и само было произведено великим Lirnbus'ом. Малый Limbus обладает всеми свойствами великого, в том же смысле, в каком организм сына подобен организму отца. «Как вверху, так и внизу».

 

Когда творение произошло и Yliaster растворился, Ares, разделяющая, дифференцирующая и индивидуализирующая сила Высшей Причины, начала действовать. Все созданное явилось следствием разделения. Из Ideos были образованы стихии (или элементы) Огня, Воды, Воздуха и Земли, возникшие, однако, не материальным способом, простым разделением, но духовно, путем трансформации, подобно тому как огонь может появиться из кремня или дерево из семени, хотя исходно нет ни огня в камне, ни дерева в семени. «Дух живет, и Жизнь есть Дух, и Жизнь и Дух создают все вещи, но по сути они одно, а не два. Язык говорит, и все же говорит не он, ибо именно Дух говорит через язык, и не будь Духа, язык бы молчал, ведь одна плоть говорить не может». Так же и элементы все имеют свой единый Yliaster, потому что вся жизнь материи в любой форме есть лишь эманация из одного и того же источника. Но так же, как из семени вырастают сначала корни, затем ствол с ветвями и листьями и, наконец, цветы и семена, так и все существа были рождены из элементов и состоят из элементарных субстанций, из которых могут возникнуть другие формы, наделенные характерными чертами своих родителей.

 

Элементы, как матери всех созданий, имеют невидимую духовную природу и наделены душой. Все они берут начало в Mysterium magnum, который есть вечная жизнь, следовательно, вечными должны быть духовные элементы и все существа, образованные из таких элементов точно так же цветок состоит из элементов, подобных элементам растения, на котором он развивается.

«Природа жизни Вселенной едина, и источником ее может быть лишь только одно вечное Единство. Это организм, в котором все природные вещи пребывают в гармонии и симпатии. Это Макрокосм. Все есть плод единого мирового созидательного усилия; Макрокосм и человек (Микрокосм) едины. Они суть одна констелляция, одно влияние, одно дыхание, одна гармония, одно время, один металл, один плод». (“Philosophia ad Athenienses”.)

 

В природе нет ничего мертвого. Все является органическим и живым, и потому весь мир как бы представляет собой живой организм. «Нет ничего телесного, что не обладало бы душою, сокрытой в нем. Не существует ничего, в чем бы не было сокрытого начала жизни. Не только то, что движется, как то: люди и животные, черви в земле, птицы в воздухе и рыбы в воде, но все телесные вещи и сущности имеют жизнь».

 

 

В природе нет смерти, и умирание существ состоит в их развращении в тело их матери, то есть в угасании и подавлении одной формы бытия и в их активной деятельности и возрождении в другом, более духовном мире в форме, новые способности которой отвечают ее новому окружению. «Во всем различимы два элемента: Тело (форма) и Деятельность (качества). Последняя есть не что иное, как эманация Высшей Причины, ибо все изначально существует в Боге, в непроявленное состояние которого все вещи вернутся в конце и из силы которого получают они свои качества все то, что они обретают благодаря своей способности принимать или притягивать это».

Жизнь это универсальный вездесущий принцип, и нет ничего, в чем не было бы жизни. В некоторых формах жизнь действует медленно например, в камнях. В других (органических существах) она действует быстро. Каждая стихия имеет своих собственных, особенных живых существ, связанных исключительно с ней. Такие существа, или сущности, живущие в невидимых элементах (стихиях), являются стихийными духами Природы. Это существа из Mysteria specialia, формы мира души, которые должны вернуться в свой Хаос. Они не способны проявить какую-либо высокодуховную активность, поскольку не обладают строением, необходимым для того, чтобы активность духовного характера могла проявиться. В других отношениях они живут как животные или даже как человеческие существа и продолжают свой род. Обладая знанием эфира (Акаши), мы можем вступить в общение с такими существами, некоторым из которых известны все таинства стихий.

«Материя есть, можно сказать, коагулированный дым; она сообщается с духом посредством промежуточного элемента, который получает от духа. Это связующее звено между материей и духом есть принадлежность всех трех царств природы. В царстве минералов оно именуется Stannar, или Trughat, в царстве растенийLeffas, в соединении с жизненною силой растительного царства оно образует Primurn Ens, обладающий сильнейшими целебными свойствами. Это невидимое эфирное тело может быть восстановлено из пепла растений и животных и сделано видимым посредством алхимического искусства. Таким образом, возможно сделать так, чтобы форма первоначального тела появлялась и исчезала. В животном царстве полуматериальное тело это именуется Evestrunn, у человеческих же существ «звездным человеком». Всякое живое существо сообщается с Макрокосмом и Микрокосмом посредством этого промежуточного элемента, или души; душа принадлежит Mysterium magnum, откуда была получена, форма же ее и свойства определяются качеством и числом духовных и материальных элементов».

 

Поскольку все вещи возникли из одного источника, содержащего первоначальную субстанцию всего сущего, все они родственны друг другу, тесно связаны друг с другом и в своей сущности и основе едины. Любое различие между двумя вещами возникает только из различия форм, в которых первоначальная сущность проявляет свою активность. Такое различие обусловлено разными ступенями, через которые эти формы уже прошли в ходе своей эволюции и развития.

[Примечание.]

 

Человек как таковой есть высочайшее существо, поскольку в его лице природа достигла кульминации своих эволюционных усилий. В нем содержатся все силы и все субстанции, которые есть в мире, и он сам составляет свой особый мир. Мудрость в человеке может стать проявленной, а силы его души, как добрые, так и злые, могут быть развиты до такой степени, какая и не снилась нашим философам-теоретикам. «В нем заключены все Coelestia, Terrestria, Undosa и Aeria» — то есть все силы, сущности и формы, находящиеся в четырех стихиях, из которых построена вселенная. Человек есть микрокосм, в определенном смысле содержащий в себе все создания в мире, «и величайшая истина, к которой следует подойти со всей серьезностью, заключается в том, что нет ничего, на небесах или на земле, чего не было бы также и в человеке, и Бог что на небесах, существует также и в человеке, и эти двое суть Одно». Подлинного знания о каждом человеке как частице великого мирового организма можно достичь, только если дассматривать его в связи со всей природой, а не как особое существо, оторванное от природы. Человек в своем существовании зависит от природы, и состояние природы зависит от состояния человечества в целом. Если мы знаем природу, мы знаем и человека, и если мы знаем человека, мы знаем природу. Всякий желающий быть философом на деле, должен уметь различать в микрокосме небеса и ад и находить в человеке все существующее на небе и на земле, дабы соответственные веши одного и другого представали перед ним как единство, не разделенное ничем, но лишь формой. Он должен уметь превращать внешнее во внутреннее, а это есть искусство, которым можно овладеть только посредством опыта и через свет природы, который светит каждому человеку, но виден немногим.

 

Наука, которая занимается сравнением микрокосма и макрокосма, имея целью пролить свет на природу обоих (которые на самом деле есть одно) и придти к пониманию разумного принципа, управляющего их деятельностью, названа Парацельсом астрономией. Этот термин не следует путать с современной физической астрономией, наукой о движении светил и планет в космическом пространстве, не относится он и к математической астрологической науке шестнадцатого столетия. Астрономия Парацельса означает Мудрость, непосредственное осознание истины, причиной которого служат правильная оценка и понимание связи между макрокосмом и микрокосмом, «благодаря чему природа человека познается через постижение верхней сферы великого мира так же, как и путем изучения нижней сферы его малого мира, как если бы они были зримо (каковы они в сущности) одним Небесным сводом, одной Звездой, одним Существом, хотя и явившимся временно в разделенной форме и оболочке».

Сфера Мирового Разума это верхний небесный свод, а сфера индивидуального разума это нижний небесный свод, но оба они тесно связаны между собой и в сущности являются одним. «Именно знание верхнего (внешнего) небесного свода есть то, что позволяет нам познать нижний (внутренний) небесный свод в человеке и учит нас, каким образом первый непрестанно воздействует на второй и соотносится с ним». На этом знании основана истинная астрология.

 

Однако как микрокосм, так и макрокосм нужно рассматривать как явления, имеющие отдельное и независимое существование и не зависящие друг от друга по причине особенности присущей им силы, несмотря на то что они имеют одно происхождение и одну жизнь. Это объясняется тем, что единая первоначальная сила дифференцировалась в каждой отдельной форме и ее первоначально однородная деятельность была видоизменена благодаря особым качествам, которые были приобретены формами ее проявления. «Как небо со своими звездами и констелляциями не есть нечто отдельное от всего сущего, но заключает в себе все сущее, так и «небесный свод» человека неотделим от человека; и как Мировой Разум не управляется какою-либо внешней сущностью, так же и небесный свод в человеке (индивидуальная сфера его разума) не подлежит управлению некоего существа, но есть независимое и могущественное целое».

Часть астрономии называется магией, наукой, которая путем исследования частей целого ведет к сопоставлению их идеальных отношений и связей и, следовательно, к осознанию их внутренней природы. «Сокрытые области души, которые не могут быть восприняты физическими чувствами, могут быть обнаружены при помощи звездного тела, посредством которого можем мы заглядывать в природу, подобно тому как солнце светит сквозь стекло. Сокровенная природа всего сущего может, следовательно, быть познана посредством магии вообще и посредством сил внутреннего (или второго) зрения. Это суть силы, владеющий которыми может открыть все тайны природы, и необходимо, чтобы врач был посвящен в это искусство и стал глубоко сведущ в нем, чтобы он был способен узнать много более о недуге больного с помощью собственного внутреннего восприятия, нежели задавая вопросы.

 

Астрономия медицины служит этому внутреннему зрению, и как физическая анатомия показывает все внутренние части тела такими, какими их нельзя увидеть сквозь кожу, так и это магическое восприятие не только обнаруживает все причины болезни, но и открывает в лекарственных веществах элементы, которым присущи целебные силы. Целебную силу лекарству дает его “Spiritus” (эфирная сущность, или принцип), он же воспринимается только чувствами звездного человека. Следовательно, магия есть учитель медицины гораздо более предпочтительный, нежели все книги в мире. Одна только магическая сила (которая не может ни присуждаться университетами, ни даваться дипломом, но исходит от Бога) есть подлинный учитель и наставник, обучающий искусству исцеления больных. Подобно тому как физические формы и цвета или буквы книги можно увидеть физическими глазами, так же и сущность и природу всего сущего можно познать внутренним чувством души».

 

«Я много размышлял о магических силах человеческой души и открыл множество тайн в природе, и я скажу вам, что только тот может быть истинным врачом, кто овладел этой силою. Если бы наши врачи обладали ею, их книги можно было бы сжечь, а лекарства выбросить в океан, и мир много выиграл бы от этого. Magic inventrix (магическая изобретательница, создательница) всюду находит то, в чем есть потребность, и даже более, нежели необходимо. Душа не воспринимает внешние или внутренние физические формы целебных трав и корней, но интуитивно постигает их силы и достоинства и сразу распознает их signatum.

Signatum тот (или сигнатура) есть некая присущая живым существам деятельность, придающая каждой природной вещи (в отличие от предметов, созданных человеком) некоторое подобие определенного состояния, вызванного болезнью; с ее помощью при определенных болезнях может быть восстановлено здоровье в больной части. Сигнатура та часто проявляется даже и во внешней форме вещей, и, наблюдая эту форму, мы можем узнать нечто о свойствах, скрывающихся под нею, даже не используя наше внутреннее зрение. Мы видим, что внутренний характер человека зачастую проявляется в его внешности, даже в его походке и звучании его голоса. Так же и скрытый характер вещей до некоторой степени отражается в их внешности. Пока человек пребывал в природном состоянии, он узнавал сигнатуры вещей и ему ведом был их истинный характер; но чем более отклонялся он от пути природы и чем сильнее душа его пленялась обманчивой внешней видимостью, тем более утрачивалась эта сила».

«Человек, полностью принадлежащий самому себе, не может принадлежать чему-либо другому. Человек располагает силою владения собою, и никакие внешние влияния не могут возобладать над ним, если он использует эту силу. Влияния Макрокосма не могут с такою легкостью отразиться на разумном, мудром и невозмутимом человеке, как отражаются они на животных, растениях и минералах, которых наполняют до такой степени, что признаки этих влияний можно увидеть в облике, окраске и очертаниях и почувствовать в запахе и вкусе. Некоторые из этих внешних знаков общеизвестны, к примеру, возраст лося определяется по числу колец и форме его рогов. Для того, чтобы правильно истолковать прочие знаки, их нужно изучать “особо”».

Эта наука, проистекающая из сравнения внешнего вида вещей и их истинных свойств, названа Парацельсом анатомией. До сего дня официальная медицина использует великое множество лекарственных средств растительного происхождения, способ действия которых неизвестен. Но используются они по единственной причине: внешний вид таких растений до некоторой степени соответствует форме органов, на которые они, как полагают, оказывают благотворное воздействие. Считается, что это подтверждается опытом. (“De Natura Reruin”.)

 

«Каждое растение состоит в симпатической связи с Макрокосмом, а потому также и с Микрокосмом, или, иначе говоря, с Констелляцией и Организмом (ибо деятельность человеческого организма есть результат деятельности внутренней констелляции существующей в его внутреннем мире), и всякое растение есть словно бы земная звезда. Каждая звезда на великом небесном своде и на небесном своде человека обладает своим особым влиянием, и так же растение, и оба они находятся в соответствии. Если бы мы знали в точности отношения между растениями и звездами, то могли бы сказать: «Эта звезда есть Stella Rorismarini» (звезда розмарина.Прим. ред.), это растение есть “Stella Absynthii” (звезда полыни.Прим. ред.), и так далее.

 

Таким образом можно было бы собрать herbarium spirituale sidereum, коим следовало бы обладать всякому умному врачу, понимающему связь между материей и разумом, ибо ни один человек не может разумно использовать лекарства, не зная их свойств, и не может знать свойства растений, не будучи способным, прочесть их сигнатуры. Врачу нет надобности читать книги Диоскорида и Макара и изучать по слухам мнения других, возможно, уступающих ему в мудрости. Ему следует собственными глазами смотреть в книгу природы и обрести способность понимать ее. Но для того, чтобы достичь этого, требуется нечто большее, нежели просто размышление или заимствование чужих мыслей; не владея же этим искусством, невозможно совершить ничего полезного».

Но это взаимное соответствие между формой и свойством гораздо более замечательно в другом условии и качестве, которое часто более важно для врача, чем внешние формы. «Если врач сведущ в анатомии лекарств и анатомии болезней, он найдет, что между ними существует соответствие. Существует общая связь между Макрокосмом и Микрокосмом, но также существуют взаимные связи и воздействия между отдельными их частями, и каждая часть великого организма действует на соответственную часть малого организма, подобно тому как различные органы человеческого тела тесно связаны и влияют один на другой, проявляя взаимную симпатию, которая может продолжать свое существование даже и после того, как органы эти отделены от тела». Существует сильнейшая симпатия между желудком и мозгом, между грудными железами и маткой, между легкими и сердцем. Более того, величайшая симпатия существует между планетами и звездами и органами человеческого тела, а также между звездами и растениями, между самими звездами, между растениями, между растениями и органами человеческого тела. Вследствие такого взаимодействия каждое тело может производить определенные изменения в жизнедеятельности другого организма, находящегося с ним в состоянии симпатии. Этим можно объяснить воздействие определенных лекарств на определенные болезни. Как кусок намагниченного железа может индуцировать магнетизм в другом куске железа, но не оказать воздействия на медь и латунь, так же и определенные растения, обладающие особой силой, могут вызвать подобные жизненные силы, начинающие действовать в соответствующих органах, если растение и орган относятся к одной и той же «звезде». Поэтому определенные растения могут действовать как противоядие для соответствующих болезней в том же самом смысле, в каком огонь разрушает все, что не в силах ему сопротивляться. Нейтрализация, разложение или замена любых элементов, вызывающих болезнь, приведение нездорового и анормального действия жизненного принципа в нормальное и здоровое состояние вот что составляет основу терапевтической системы Парацельса. Его целью было восстановить необходимое равновесие в больном организме и восполнить утерянную жизненную энергию посредством привлечения жизненных принципов из живых существ и сил. Лекарства, обладающие требуемыми свойствами данного принципа в наибольшем количестве, более других способны возместить такую потерю сил и восстановить здоровье.

 

Организмы материальные формы невидимых принципов берут свое начало из Мировой Души, символически представляемой как «вода». Поэтому учение Парацельса в сущности тождественно доктрине Фалеса и древнему брахманскому учению, в соответствии с которым мир начал свое существование из яйца, (аллегорически) опущенного в воду (душу) Брахмой (Мудростью). Он говорит, что вследствие распада этой субстанции образовалась «слизь», содержащая зародыши жизни, из которых с помощью generatio aequivoca были созданы сначала низшие, а затем высшие организмы.

Отсюда видно, что учение Парацельса имеет большое сходство с доктриной, которой придерживаются величайшие современные философы, такие, как Геккель и Дарвин с той лишь разницей, что Парацельс рассматривает постоянную эволюцию форм как необходимое средство выражения постоянно прогрессирующего жизненного духовного принципа, ищущего наивысших способов для своего проявления, в то время как многие наши современные философы-теоретики рассматривают разумный принцип жизни как несуществующий, а жизнь просто как проявление химической и физической деятельности мертвой материи, находящейся в непонятном и беспричинном состоянии развития.

«Согласно Библии, Бог создал животных прежде, нежели человека. Животные элементы, наклонности, инстинкты и желания существовали прежде, нежели Божественный Дух озарил их и создал из них человека. Животная душа человека произошла из космических животных элементов, и потому животное царство есть отец животного человека. Если человек подобен своему животному отцу, то он схож с животным; если он подобен Божественному Духу, что может озарить его животные элементы, тогда он подобен Богу. Если разум человека поглощен животными наклонностями, это есть разум животный, если же он поднимается выше животных желаний, он становится ангельским. Когда человек ест мясо животного, мясо животного становится человеческим; когда животное ест человеческое мясо, последнее становится мясом животного. Человек, чей человеческий разум поглощен животными желаниями, есть животное, если же его животный разум соединяется с мудростью, он становится ангелом».

 

«Животный человек есть сын животных элементов, из которых рождена его душа, и животные суть зеркала человека. Все животные элементы, какие только существуют в мире, присутствуют в душе человека, и потому характер человека может напоминать характер лисицы, собаки, змеи, попугая и прочих животных. Следовательно, не пристало человеку удивляться тому, что животные обладают склонностями, столь схожими с его собственными; много более удивительно для животных то, что их сын (животный человек) столь сильно походит на них. Животные следуют своему животному чутью, и поступая так. они действуют благородно и занимают столь высокое положение в природе, сколько им позволяет их место, и они не опускаются ниже этого. Только животный человек может пасть ниже зверя. Животные любят и ненавидят друг друга согласно симпатии или антипатии своих животных элементов: собака любит собаку и ненавидит кошку; мужчина и женщина взаимно притягиваются посредством своих животных стремлений и любят своих детей по той же причине, что и животные любят своих детенышей. Но такая любовь есть любовь животного: она имеет свои цели и свои воздаяния, и умирает, когда умирают животные элементы. Человек произошел от собаки, а не собака от человека. Посему человек может действовать, как собака, а не собака поступает, как человек. Человек может учиться у животных, ибо они суть родители для него, но животные не могут узнать ничего полезного для себя у человека. Паук сплетет паутину лучше, нежели человек, и пчела построит дом более искусно, нежели человек. Как лучше бегать, он может узнать у лошади; как плавать у рыбы; как летать у орла. Животный мир учится у природы, и он разделился на многие семейства и роды, дабы научиться всему природному искусству. Всякий вид имеет формы, отличные от форм других видов, так что может изучить тот вид мастерства, к которому приспособлен природою. Человек же как таковой имеет только одну форму и неделим, и потому животная душа человека не разделена, но соединяет в себе все животные элементы: и разум человека выбирает то, что ему нравится.

Человек, которому по нраву вести животную жизнь, есть животное, руководимое своими внутренними животными небесами. Те же звезды (влияния), что заставляют волка убивать, собаку воровать, кошку ловить, птицу петь и так далее, делают и человека певцом, обжорою, болтуном, прелюбодеем, убийцею, грабителем или вором. Это суть животные качества, и они умирают вместе с животными элементами, к которым принадлежат: но божественное начало, которое находится в человеке и делает его человеческим существом, отличая его от животного, не есть ни продукт земли, ни порождение животного царства, но исходит от Бога, и оно бессмертно, ибо, проистекая из божественного источника, оно может быть лишь божественным. Следовательно, человеку следует жить в гармонии со своим божественным родителем, но не с животными элементами своей души. Человек имеет Вечного Отца, который послал его жить и приобретать опыт при посредстве животного начала, но не быть поглощенным им, ибо в этом случае человек станет животным, тогда как животному началу приобрести нечего», и это приведет к быстрому уничтожению личности человека. (“De Fundarnento Sapientiae”.)

 

VI. МАГИЯ И КОЛДОВСТВО

Чем больше утрачиваем мы какое-либо искусство или научное знание, тем чаще начинаем употреблять имя, которым оно называлось, не к месту, вкладывая в него другой смысл, и в конце концов забываем его. По мере того как человечество становится все менее духовным и все более материалистическим, оно оказывается неспособным постигать силу духа. Даже сегодня многие отрицают существование духа и всего того, что не воспринимают их физические органы чувств. Одним из примеров искажения смысла терминов является современное значение слова магия. Истинным содержанием этого понятия является духовное знание или Мудрость, не имеющая ничего общего ни с чисто умозрительной философией, ни с изменчивыми научными суждениями. Обыватели же убеждены в том, что «магия» означает всего лишь хитроумные манипуляции или, может быть, колдовство, общение с дьяволом или духами смерти. Настоящая магия величайшая из всех наук о природе, ибо она включает в себя постижение как видимой, так и невидимой ее стороны. Магия не только наука, но и искусство, ибо для постижения ее нельзя ограничиться изучением книг, а нужно знакомиться с ней на практике. Подобный опыт дает человеку мудрость, знание истинной природы видимых и невидимых элементов, составляющих макрокосм и микрокосм, умение управлять невидимыми силами природы и использовать их.

Парацельс говорит:

«Магия и колдовство столь же глубоко различны, сколь не схожи между собою свет и тьма, белое и черное. Магия есть проявление величайшей мудрости и знания сверхъестественных сил. Духовное знание невозможно вывести посредством логики из внешних физических явлений, оно открывается лишь тому, кто достигает большей духовности и развивает в себе способность чувствовать и видеть духовное. Нашим служителям церкви, называемым духовными пастырями, не мешало бы знать о духовном более, нежели то, что прочли они в книгах, и обладать некоторым действительным опытом божественной мудрости взамен пустого повторения суждений о “божественности”».

«Христос, пророки и апостолы обладали магической силою, которую давала им более их святость, нежели знания. Они могли исцелять больных наложением рук и совершать множество других удивительных, но естественных деяний. Служители церкви много говорят об этом, однако где ныне священник, способный сделать то, что делал Он? Христос говорил, что истинные Его последователи сравнятся в деяниях с ним и даже превзойдут Его; но едва ли найдется сегодня хотя бы один прелат, способный сделать что-либо подобное тому, что делал Христос. Ежели некто, не возведенный людьми в сан, приходит и исцеляет больных силою Христа, действующей через него, его объявляют колдуном, сыном дьявола и повелевают сжечь на костре».

Первейшим требованием для занятий магией является глубокое знание естественной науки, однако наука эта может быть как истинной, так и ложной. Ложная наука иногда вполне последовательна во всех своих заключениях, но основные ее доктрины ложны, ибо основываются на неправильном понимании духовных истин, порожденном ограниченностью холодного, расчетливого ума. Подлинная наука о природе строит логические заключения, исходя из непреложных истин, в правильности которых она не сомневается, ибо воспринимает их силой разума, освещенного мудростью. Ложная наука делает свои выводы, основываясь на внешних проявлениях, порожденных иллюзиями наших чувств; подлинная наука основывается не на суждении, а на знании истины.

Магия изучает как истинную природу внутреннего человека, так и строение его внешнего тела. Поверхностный разум может постичь только то, что воспринимают физические органы чувств, но внутренний человек обладает способностью восприятия, намного превосходящей возможности тела. «Тебе следовало бы знать, что человек обладает способностью (скрытой или проявленной) предвидеть грядущие события и читать будущее в книгах прошлого и настоящего. Он также владеет силою видеть своих друзей и все, что их окружает, даже если они находятся в этот миг за тысячу миль от него. Этому искусству учит Gabalis (искусство духовного восприятия человека). Это есть сила, которая особенно действенною может стать во сне; и то, что видится в подобных снах, есть отражение света мудрости и пророческого дара в человеке. Если человек, бодрствуя, ничего не знает об этом, то причина его неведения неумение открыть в себе самом силы, кои даны ему Богом и позволят достичь Мудрости, Разума и Знания, охватывающих все сущее, и близкое, и далекое».

Неведение порождает несовершенство. «Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией (сущностью), вся мудрость и сила мира заложены в нем в зародыше, все виды знания доступны ему в равной мере; и если кто не открыл этого в себе, не вправе говорить, будто не владеет этим, но лишь то, что был не способен искать и найти это».

Для упражнений в ясновидении необходимо состояние бездействия. «Относительно этого искусства сон есть бодрствование, ибо во время сна внутренний свет природы действует на невидимого человека, существование которого, хотя и незримо, столь же истинно, как и существование видимого человека. Внутренний человек есть человек истинный, и ему ведомо более, нежели человеку из плоти».

«Природа — всеобщий учитель. Все, что не можем мы узнать из внешних проявлений природы, мы можем познать из ее духа. Оба они есть единое целое. Природа всему научит своего ученика, если он задаст вопрос правильно. Природа есть свет, и, взирая на нее в присущем ей свете, мы постигнем ее. Видимую природу можно увидеть в ее видимом свете; невидимая природа может стать видимой, если мы обретем способность воспринимать ее невидимый свет.

Дух человека несет в себе свет, озаряющий все, и посредством его человек может постичь даже сверхъестественное. Кто ищет в свете внешней природы, познает природу; кто ищет познания в свете человеческом, постигнет то, что выше природы. что есть закон. Человек есть животное, дух и ангел, ибо имеет в себе все три этих качества. Пока он пребывает в природе, он служит природе; когда он живет духом, он служит ангелу (в себе), когда он живет ангелом, он служит как ангел. Первое качество принадлежит телу, два других же — душе, они суть сокровище ее. Тело человека пребывает на земле, самому же человеку, имеющему душу и еще два качества, дарована возможность возвышаться над природою и познавать то, что не принадлежит природе. В его силах познать небеса и ад и все, что в них, узреть Бога и его царство, ангелов, духов и источник зла. Когда человеку предстоит отправиться в путь, полезно будет ему узнать все о том месте, куда он направляется; тогда по прибытии он сможет перемещаться свободно с места на место и идти, куда пожелает. Суть всего созданного Богом равно может быть воспринята и познана, доступно ли оно или недоступно нашим органам чувств. Познав же сущность вещей, их свойства, их привлекательность и элементы, из которых они образованы, человек станет господином природы, стихий и духов».

«Свет природы (астральный свет) учит нас, что всякая форма, разумная и неразумная, чувствительная и не обладающая чувствительностью, имеет присущий ей дух (астральное тело). Нектроманту (провидцу) следует знать этих духов, ибо без этого знания он не постигнет подлинную их сущность. Благодаря своему искусству он может почувствовать присутствие таких духов и, ощутив их своим внутренним чувством, найти их тело. Подобные духи могут быть заключены в кристалле, они могут направлять магический посох и притягивать его, как магнит притягивает железо; духи эти могут поворачивать ключ в двери и извлекать пламя из фитиля. Посредством искусства нектромантии мы можем заглянуть в недра горы, прочесть запечатанное письмо, не вскрывая его, найти спрятанные вещи и извлечь на свет все людские секреты. Полагается, будто к подобным занятиям более других способны девственницы и невинные дети, чей разум не замутнен ложными суждениями и не омрачен памятью злых дел, однако искусством этим может заниматься всякий, кто должным образом подготовлен». (“Philosopia Sagax.”)

Понимающий буквы может читать слова, а тот, кто знает слова, может читать книги. Если мы знаем, что некоторая причина может вызывать определенное следствие, и такое следствие имеет место, мы можем с легкостью определить причину, вызвавшую его. «Если петухи кричат к перемене погоды и мы слышим, что крик петухов необычен, мы можем предсказать, что погода изменится. Некоторые животные унаследовали способности, что принуждают их действовать определенным образом, указывая на приближение событий более значимых, нежели перемена погоды. Странный крик павлина или особенный лай собаки могут предвещать близкую смерть в доме их хозяев; ибо любое существо есть плод всеобщего жизненного начала, и каждое несет в себе свет природы. Животные обладают этим светом, и люди приносят его с собою в мир.»

Способность к ясновидению и предвидению особенно сильно проявляется во время сна, когда активность физического тела ослабевает и исключены посторонние влияния, приходящие через физические органы чувств. «Художники и ученые порою получали во сне указания касательно того, что они желали знать. Воображение их было в ту пору свободно и начало творить чудеса. Оно призвало к себе Evestrum кого-либо из философов, и тот передал ему свои знания. Подобное случается не так уж редко, однако при пробуждении к сознательной жизни во внешнем мире многое из того, что было постигнуто во сне, обыкновенно забывается. Если подобный сон приходит и если мы хотим помнить его, то, проснувшись, мы не должны покидать своей комнаты или разговаривать с кем-либо; напротив, нам надлежит пребывать в одиночестве и покое, не принимая никакой пищи, пока, некоторое время спустя, мы не сможем вспомнить наш сон».

«Сны во многих случаях имеют большое значение; однако многие приятные сны могут означать горе, а неприятныерадость: и потому нам не следует слишком доверять снам».

Астральные тела людей легче поддаются воздействию во сне, чем в состоянии бодрствования. Возможность влиять на человека во время сна используется иногда в дурных целях: «Некоторые люди, будучи влюбленными и не находя взаимности, порою пользуются случаем повлиять на тех, чьей любви они желают, являясь им в их снах. Они пишут собственной кровью свое имя на листках бумаги, и кладут эти листки под подушку или под кровать избранника; и тогда человек этот может увидеть предполагаемого возлюбленного во сне и полюбить его. Девушки часто кладут свои пояса, ленты, иконы и прочее под подушку молодым людям, любви которых добиваются: однако весьма редко обретают они желаемое подобным образом, ибо влюбленные забывают, что для достижения успеха необходима вера».

Глубокая вера и хорошо развитое воображение вот два ключа, открывающие дверь в храм магии, без которых невозможно достичь чего-либо в этой области. Воображение как способность человека к творчеству может проявляться бессознательно, без всякого принуждения со стороны воли. «У человека есть видимая и невидимая мастерская. Видимая мастерская есть тело, невидимая же его воображение. Солнце дает свет, и свет этот неосязаем, но мы чувствуем его тепло, и лучи его, будучи сосредоточенны, могут поджечь дом. Воображение есть солнце души человеческой, действующее в своей сфере подобно тому, как солнце Земли действует в своей. Где светит земное солнце, зерна, брошенные в землю, прорастают и развиваются, подобным же образом действует солнце души, вызывая к жизни душевные формы. Видимые и осязаемые формы возникают из невидимых элементов благодаря силе солнечного света. Незримые пары притягиваются и собираются вместе, превращаясь в видимый туман, под воздействием солнца внешнего мира; и внутреннее солнце человека способно творить такие же чудеса. Большой мир есть плод воображения Мирового Разума, и каждый человек есть свой собственный маленький мир, задуманный и сотворенный силою воображения. Если сила эта достаточна для того, чтобы озарить каждый уголок внутреннего мира человека, воображение его сможет творить там, и все, что человек помыслит, будет обретать форму в его душе».

«Солнце воздействует на видимую поверхность земли и на невидимую материю в воздухе: воображение воздействует на невидимую субстанцию души. Видимая земля возникла из невидимых элементов земли, физическое же тело человека возникло из невидимой его души, и душа человека столь же тесно связана с душою земли, как его физическое тело с ее физическим телом; они пребывают в постоянном взаимодействии, и без последней первая не могла бы существовать. Видимая материя становится невидимой и подвергается воздействию души; невидимая материя под влиянием души организовывается и вновь становится видимой. Если беременная женщина воображает что-либо очень ярко, действие ее воображения может проявиться в ребенке. Воображение произрастает из желания, и как человек может иметь хорошие и дурные желания, так же он может обладать добрым либо злым воображением. Сильное желание любого рода породит сильное воображению. Проклятия, как и благословения, будут действенными, если исходят из сердца». (“De Virtute Imaginativa”.)

«Из сферы разума не может явиться ничего помимо того, что вложено в него, и все вложенное может быть явлено. Если беременная женщина страстно желает клубники, образ клубники возникнет в ее уме, и воображение ее может пометить ребенка знаком, походящим на клубнику. Лягушки не растут в небе, и если (как иногда случается) множество лягушек падает с неба во время дождя, нечто должно было поднять их вверх прежде, нежели они упали».

«Воображение женщин обыкновенно сильнее, нежели мужчин. Они более страстны, они сильнее в любви и в ненависти, и воображение может переносить их во время сна в иные места, где они могут быть увиденными другими, пребывающими в том же состоянии. В подобных случаях они действительно находятся в этих местах и могут вспомнить увиденное, хотя пребывали там вне своих физических тел; ибо разум, но не спящее тело, есть истинный человек, разум же их там действовал».

«Если человек, умирая, сильно желает, чтобы некто умер вместе с ним, его воображение может породить силу, которая способна извлечь menstruum (средство) из мертвого тела и образовать форму, несущую в себе побуждение, созданное мыслью умирающего и обращенное к другому человеку; тогда этот другой может умереть. Особенно часто так происходит с женщинами, умирающими от родильной горячки: если женщина эта пожелает, чтобы весь мир умер вместе с нею, ее пропитанное ядом воображение может вызвать эпидемию».

«Страх, ужас, страсть, желание, радость и зависть суть шесть душевных состояний, наиболее властно повелевающих воображением и, соответственно, миром человека; и коль скоро разум человека есть микрокосмический двойник Мирового Разума, прообразы этих состояний действуют и в воображении мира, и мысли человека воздействуют на мир так же, как и мир воздействует на человека. Посему желательно нам управлять своим воображением и не позволять ему действовать произвольно. Нам следует пытаться постичь дух силою духа, но не с помощью умозрительных фантазий». (“De Virtute lrnaginativa”.)

«Человек есть существо двойственное, он имеет человеческую и животную природу. Если он чувствует, думает и действует, как надлежит человеческому существу, он есть человек; если он чувствует и действует, как животное, он есть животное и подобен тем животным, чьи душевные качества проявляются в нем. Возвышенное воображение, направляемое стремлением к добру, возвышает человека; низкое воображение, направляемое стремлением к низкому и пошлому, тянет его вниз, приводя к падению».

«Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. Силою воображения воля создает из мыслей звездные сущности. Воображение не есть фантазия, которая лежит в основе суеверия и глупости. Воображение человека оплодотворяется желанием и порождает деяния. Каждый может настолько овладеть своим воображением и развить его, чтобы через него общаться с духами и учиться у них. Духи, желающие воздействовать на человека, воздействуют на его воображение, и потому они зачастую используют сны человека, воздействуй на него. Во время сна звездный человек может силою воображения быть извлечен из физической формы и перемещен на дальнее расстояние с определенною целью. Для воображения нет мест недостижимо далеких, и воображение одного человека может влиять на воображение другого, где бы тот ни находился». (“Philos. Sagax”.)

 

 

«Воображение дает начало жизни формы, и оно направляет ее рост. Воля есть растворяющая сила, дающая возможность телу стать насыщенным тинктурой. Желающий знать, как может человек объединить силу своего воображения с силою воображения Небес, должен постичь путь, ведущий к этому. Мудрость, которою надлежит ему овладеть, приходит не с земли и не с небесного свода, но исходит от пятой эссенции Мирового Разума. Человек может обрести созидательную силу, соединив свой разум с Мировым Разумом, и кто преуспеет в этом, познает высочайшую возможную мудрость: низшее царство природы будет ему подвластно, силы же небес будут помогать ему, ибо небеса служат мудрости».

«До рождения человека и недолго после душа его несовершенна, однако она может развиваться посредством силы воли. Духи субстанциональны, видимы, вещественны и осязаемы для других духов. Их связывают взаимоотношения, подобные тем, что связывают физические тела. Духи говорят друг с другом посредством воли, но не посредством звуков. Пока тело спит, душа может переместиться на далекое расстояние и действовать там разумной. Встретив другого духа, воплощенного или невоплощенного, она сможет общаться с ним подобно тому, как общаются два человеческих существа при встрече. Человек может передавать свои мысли другому человеку, состоящему с ним в симпатической связи, на любом расстоянии, как бы велико оно ни было; он может также воздействовать на дух другого таким образом, чтобы повлиять на действия этого человека после того, как тело его пробудится ото сна, и посредством этого, быть может, даже повредить здоровью последнего. Этот закон природы есть основа для колдовства и чародейства».

«Упражнения в истинной магии не требуют обрядов и заклинаний, начертания кругов или знаков; для них не надобны ни словесные благословения или проклятия, ни произнесение молитв или богохульств; нужна лишь глубокая вера в великую силу всеобщего блага, которая может свершить все, если действует через разум человека, пребывающего в гармонии с нею, и без которой ни в чем нельзя добиться успеха. Истинная магическая сила заключена в истинной вере, истинная же вера основывается на знании, и без знания не может быть веры. Если я знаю, что божественная мудрость может совершить некое деяние, я обладаю истинной верою; если же я лишь полагаю либо пытаюсь убедить себя в том, что верю в такую возможность, это не есть знание и это не дарует веры. Никто не может обладать истинной верою в то, что не есть истина, ибо такая “вера” будет лишь убеждением или суждением, основанным на неведении истины».

«Однако подобное убеждение или ложная вера, будучи достаточно сильными, способны придать силу злому воображению и лежат в основе колдовства, посредством которого один человек может повредить другому, не опасаясь быть открытым, ибо оно дает возможность человеку убить и изувечить своего врага, не будучи при этом близ него, так что тот не в состоянии будет защитить себя, как в случае нападения видимого противника».

«Легко можно было бы дать некие рекомендации, следуя которым всякий сможет убедиться в истинности наших утверждений. Однако люди безнравственные, возможно, воспользуются ими с дурными намерениями; посему едва ли стоит сожалеть, что сведения о том, как один человек может повредить другому, не станут общеизвестны. Но подобные вещи следовало бы знать врачам, дабы научиться распознавать причины некоторых таинственных болезней, знать способы их лечения и противодействовать злому влиянию силою добра. Например, порою колдуны создают изображение человека, которому желают причинить вред, и вбивают гвоздь в ногу этого изображения; при этом злая воля и дурные мысли вызывают у человека сильнейшую боль в ноге, и он не сможет ходить до тех пор, пока гвоздь из изображения не будет вынут.

Ныне врач, сталкиваясь с подобным случаем и не ведая, что причиняет боль ноге больного, не может исцелить его; но знай он источник, он использовал бы силу своего воображения для противодействия злу, совершенному сходной силою»

«Порою гвозди, волосы, иглы, щетина, кусочки стекла и многие другие предметы, вырезанные или вынутые из тел некоторых больных, тут же замещаются другими подобными вещами, и так продолжается многие недели или месяцы, и врачи оставляют людей этих без помощи и не знают, что делать. Но если бы они разбирались получше в своем деле, то поняли бы, что предметы эти помещаются в тело пациента силою злого воображения колдуна, и, воткнув один из извлеченных предметов в бузину или дуб с той стороны, что обращена к восходящему солнцу, заставили бы его действовать подобно магниту, притягивая злое влияние, и больной исцелился бы».

«Сильная воля способна подчинить себе более слабую, и потому первейшее, что требуется для магических действий, есть развитие воли. Сила воли воздействует на животных легче, нежели на людей, ибо душа человека, подкрепленная божественным духом, имеет более сил, дабы оградить себя от влияния чуждой воли, нежели звездные тела животных. Воля бодрствующего человека может воздействовать на другого человека, бодрствующего или спящего, однако случается и так, что один человек незримо влияет духовно на другого, когда оба они спят: звездное тело одного спящего посещает другого в его снах и убеждает полюбить его, либо вредит ему, либо принуждает делать то, чего он не сделал бы по своей воле».

О воздействии воли на расстоянии Парацельс говорит: «Что касается восковых изображений (создаваемых, дабы помочь воображению и сосредоточить волю), замечу, что человек, желающий навредить своему врагу, может сделать это через некоего посредника, то есть форму. Таким образом дух мой, без помощи моего тела и без меча, способен убить или ранить другого человека только воздействием моей воли. Также я могу заключить дух своего врага в изображение и потом ранить и калечить его там как мне угодно, и таким способом тело моего врага будет повреждено и изувечено. Сила воли есть главное в медицине. Человек доброжелательный оказывает благотворное влияние. Тот, кто завидует всем и всему и ненавидит самое себя, может ощутить на себе последствия собственных злых мыслей. Изображения могут быть прокляты и наводить на тех, кого они представляют, болезни, как то: лихорадку, падучую, апоплексию и прочие. Я говорю серьезно, ибо врачам нашим ведомы лишь весьма немногие из тех сил, что даются волею. Воля творит духов (силы), не обладающих собственным разумом, но подчиняющихся слепо». (“Paramirum”, Tract, iv. cap. viii.)

«Другая великая духовная сила содержится в Вере. Вера побуждает и развивает силу духа. Человек, имеющий сильную веру, чувствует себя словно бы приподнятым над землею и живущим независимо от тела. Силою веры апостолы и патриархи свершали великие деяния, превышающие возможное в природе, и святые творили свои чудеса силою веры. При их жизни чудеса эти совершались силою их собственной веры; другие же, явленные их мощами или у могил их, совершались силою веры тех, кто просил у них помощи. Все чудеса магии вершатся Волею, Воображением и Верою».

«Мертвый святой не может никого исцелить. Живой святой исцеляет больных посредством божественной силы, действующей через него. Эта божественная сила не умирает вместе с телом святого, и потому истинные святые продолжают жить, хотя тела их мертвы. Сила, позволявшая святым творить чудеса, и теперь жива и доступна всем. Это есть сила Святого Духа, и, если ты живешь в Боге, Он одарит тебя своей силою, и она будет учить тебя законам Бога и будет вести тебя, как вела она других святых и даже апостолов Петра и Павла». (“De Sanctorum Beneficiis Vindictis”.)

«Вера обладает силою много большею, нежели физическое тело. Твое тело видимо и материально, но невидимый человек существует в тебе, и этот невидимый человек также есть ты. Каждое действие, совершенное телом твоим, совершается физическим человеком. Один действует видимо, другой невидимо. Если увечье нанесено невидимому человеку, оно будет воспроизведено и в его видимом теле. Подобное возможно, но применение этого есть дело очень дурное. Заниматься этим значит испытывать Бога, и всякий, кто преуспеет в этом, серьезно навредит своей душе. Были люди, которые вылепливали из воска изображения определенных людей противоположного пола и, размягчив эти формы на огне, дабы помочь своему злому воображению, силою своей веры соблазняли этих людей и склоняли их к беззаконной любви. Халдеи и египтяне создавали изображения соответственно созвездиям, и они двигались и говорили, однако и сами их создатели не знали сил, действовавших в них. Подобные вещи делаются посредством веры, но не истинной веры в Бога, а веры ложной, питаемой стремлением ко злу; ибо вера, убивающая и калечащая людей, не есть благо; истинная вера может исходить только от источника всеобщего блага, в котором не может быть зла, и что не есть добро, то не есть истина. Зло существует в мире, ибо без зла невозможно было бы познать и понять добро;но в источнике блага не может быть никакого зла».

«Истинная вера обладает чудесной силою, и это убеждает нас в том, что мы суть не просто видимые тела, но духи. Вера творит то, чего тело не могло бы достичь, обладая лишь силою. В человеке заложены величайшие способности, он превыше небес и сильнее земли. Он владеет верою, вера же есть свет более великий, более высокий, чем природный свет, и превосходящий по силе все живые существа (природные духи). Все магические действия основываются на вере. Посредством Веры, Воображения и Воли мы можем достичь всего, чего не пожелаем. Сила веры побеждает всех духов природы, ибо она есть духовная сила, дух же выше природы. Все рожденное в царстве природы может быть изменено силою веры. Если мы совершаем нечто выходящее за рамки, поставленные природой, мы совершаем это благодаря вере: и многие болезни могут быть исцелены верою». (“Philosophia Sagaria”.)

«Звездный человек имеет магнетическую природу и потому способен притягивать силы и испарения звездного мира (Акаши); следовательно, когда во всей природе обращаются некие неблагоприятные звездные влияния, он может заболеть; когда же эти потоки изменятся, он вновь будет здоров. Подобное же происходит и тогда, когда добрая либо злая воля, поддерживаемая сильной верою, изменяет или создает потоки, воздействующие на звездного человека».

«Звездные потоки, создаваемые воображением Макрокосма, воздействуют на Микрокосм и порождают в нем определенные состояния, и, соответственно, астральные потоки, вызываемые воображением и волею человека, порождают определенные состояния во внешней природе, и потоки эти могут распространяться весьма далеко, ибо силе воображения подвластны все пределы, коих достигает человеческая мысль. Физиологические явления, происходящие в теле живого существа, вызываются его звездными потоками; физиологические небесные явления, происходящие в великом организме природы, вызываются астральными потоками природы в целом. Астральные потоки одних воздействуют на других, осознанно или неосознанно, и если это будет понято должным образом, нас перестанет удивлять, что мысль человека может порождать изменения в Мировом Разуме, приводящие к воздушным явлениям, вызывать ветры, дожди, бури, град и молнию; и что зло может быть обращено в добро силою веры. Небеса подобны полю, которое воображение человека засевает семенами. Природа же взращивает эти семена, и все, что создано природою, может быть повторено посредством искусства». (“De Sagis et eorum Operibus”.)

«Вызывание духа некоего предмета есть попытка узнать истинную суть того, что этот предмет представляет. Увидеть дух предмета значит определить его сущность со всеми его свойствами и качествами. Подчинить дух предмета означает узнать, как использовать силы, сокрытые в нем, для собственных наших надобностей. Если я знаю свойства предмета, я знаю его дух. Если я могу использовать эти свойства, его дух будет служить мне. Но мы ничего не узнаем о предмете, пока нам не удастся сделать его сущность доступной для нашего понимания».

«Menstruum, посредством которого воля может осуществлять доброе или злое воздействие, есть живая Mumia. Mumia — это форма, содержащая эссенцию жизни. Когда мы едим мясо животных, не это мясо возобновляет кровь и скелет нашего тела, но невидимый носитель жизни, извлеченный из плоти животных, который, будучи привнесен в наши тела, образует новые ткани и органы. Если животное умирает от болезни, мы не едим его мясо, ибо его Mumia отравлена болезнью; никогда не едим мы и мясо животных, умерших от старости, или разлагающиеся туши, ибо их здоровая Mumia покинула их в процессе распада, оставшаяся же часть отравлена гниением. В Mumia живого существа заключены свойства существа, из которого она извлечена. Поэтому мы не питаемся мясом хищных зверей, как то: тигров, львов, диких кошек и прочих. Они содержат огненную Mumia, возбуждающую звездные эссенции человека и порождающую в нем стремления, свойственные животному, которому она принадлежала. Мясо домашних животных годится в пищу, ибо по характеру они более смирны: глупые волы, тихие овцы и прочие, и Mumia их не столь возбуждающая: наиболее же здоровая животная пища есть мясо птиц, ибо они живут в воздухе, воздух же есть возвышеннейшая из четырех стихий».

«Mumia мертвого тела бесполезна; Mumia, приготовленная бальзамированием, годится только на корм червям. Наибольшей силою обладает Mumia людей физически здоровых и умерших внезапною смертью, к примеру, повешенных, обезглавленных или колесованных. Человек, медленно умирающий от болезни, теряет свои силы еще до того, как умрет, и гниение в подобных случаях зачастую начинается, когда больной еще жив. Его Mumia будет никчемной. Но если бы врачи наши знали бы сокрытую силу Mumia людей, умерших внезапно, они не позволяли бы телам казненных преступников по три дня висеть на виселицах, но забирали бы их и использовали для своих надобностей. Такая Mumia очень сильна, особенно после того, как подвергнется воздействию воздуха, солнца и луны».

«Mumia живого существа, умершего насильственной смертью в воздухе, возвращается в воздух; Mumia тела присваивается теми стихиями, в которых оно распадается. Если человек утонул, его Mumia перейдет к стихии воды, если он был сожжен к стихии огня». (“Philos.”, Tract, iii.)

«Эти три сорта Mumia обладают воистину удивительными сокрытыми силами, и множество удивительных вещей может сотворить с их помощью тот, кто знает, как их использовать, в особенности если он получает Mumia прямо от тех, носителем чьей жизненной силы она являлась.

Такой человек может стать палачом и убийцей, убивающим порою человека для того лишь, чтобы завладеть его Mumia, необходимой ему для дурных дел. Однако для подобных людей лучше было бы быть брошенными в море с жерновом на шее, ибо конец их жалок и души их испытают на себе все зло, ими порожденное».

 

 

Из-за огромной оккультной силы, содержащейся в Mumia, она используется в чародействе и колдовстве. «Ведьмы и колдуны могут заключать сделки со злыми духами и заставлять их приносить Mumia в некие места, где она может войти в соприкосновение с другими людьми без их ведома и причинить им зло. Они могут брать землю с могил людей, умерших от чумы, и с ее помощью разносить болезнь. Они могут также заражать скот, портить молоко и приносить неисчислимый вред, хотя пострадавшие люди не знают причин постигшей их беды. Многое можно сказать касательно этого предмета, но мы не станем писать об этом, ибо не желаем давать уроки колдовства и позволять дурным людям использовать полученные знания во вред другим». (“De Pestilitate”.)

«Было бы хорошо властям призвать добрых и мудрых людей, хорошо сведущих в этих тайных искусствах, дабы противодействовать злу, творимому дурными людьми, занимающимися чародейством и колдовством; и особое внимание им следует тогда уделить монастырям и публичным домам, ибо там похоть и злое воображение действуют с особенной силою: злые духи собирают там множество спермы, содержащей сильную Mumia, которую можно выделить и использовать во зло: либо Mumia эта может разлагаться, превращаясь в сильнейший яд, дающий жизнь бессчетному множеству невидимых (микроскопических) существ, что вызывает чуму. Так одна ведьма может отравить других, и потому духи ведьм часто воруют сперму у людей, предающихся греху, и используют ее для злых дел».

На ферме неподалеку от М. молоко однажды стало «синим». Поставленное на свое обычное место, оно начинало темнеть, становясь светло-синим. Через некоторое время этот цвет сгущался почти до чернильного, а на поверхности молока появлялись зигзагообразные линии, и вскоре вся масса начинала гнить, распространяя ужасный запах. Это повторялось изо дня в день, и владелец фермы был в отчаянии. Он перепробовал все возможные способы, чтобы определить причину напасти; стойла тщательно вычистили, молоко начали хранить в другом месте, скоту стали давать другой корм, пробы молока были отправлены в М. для химического анализа, старые бидоны заменили новыми и пр., но все оставалось по-прежнему.

Наконец моя сестра, графиня S., поместье которой находилось по соседству, наслушавшись разговоров об этих событиях, пришла на ферму, чтобы самой разобраться в происходящем. Она взяла с собой чистую новую бутыль и наполнила ее молоком, полученным от заколдованных коров. Это молоко она принесла домой и поставила в своей кладовой: в тот же день все беды у ее соседа прекратились, а все молоко в ее собственном доме стало синим.

Опять были перепробованы все возможные средства, чтобы обнаружить причину этого бедствия, но ни одно из них не принесло успеха до тех пор, пока некая пожилая дама, жившая в трехстах милях от фермы, не сотворила с помощью своей оккультной силы нужное заклинание, написав что-то на кусочках бумаги, после чего все неприятности прекратились. Однако прежде случилось кое-что любопытное. Перед заходом солнца, когда доярка подходила к стойлу, какое-то черное существо, похожее на животное, выскочило из приоткрытой двери, вышибло бидон и фонарь из ее рук и исчезло. После этого дела на ферме опять пошли хорошо. В другой раз в том же округе хозяину заколдованного скота посоветовали взять пробы молока от каждой коровы, смешать их в кастрюле, вскипятить на огне и выпороть его розгами, как только оно свернется, а остатки вылить. Он последовал этому совету, и на следующий день встретил одного человека, пользовавшегося дурной славой, с кровоподтеками на лице, словно его били розгами. Этот человек не смог дать никакого удовлетворительного объяснения этим следам, поэтому все решили, что он и был злым колдуном. После этого неприятности прекратились. Эти примеры служат подтверждением того, что Парацельс говорил о Mumia.

«Особенно сильный яд, используемый в колдовстве, есть менструальная кровь».

«Если женщина держит тряпицу, пропитанную менструальной кровью, в лучах молодой луны в течение ночи и в лучах солнца в течение дня, она получит могущественного василиска, притягивающего “magnes salis”. Этот невидимый яд может породить множество различных болезней, ибо луна есть “menstruum mundi” и производит весьма злое влияние. Золото притягивает Меркурий и соединяется с ним, и подобным же образом солнце притягивает “mercurium menstrui mulierum”. Луна испускает свое дурное влияние единожды в месяц; и “ menstruum mulierum” обновляется также единожды в месяц, и в это время взаимное притяжение их особенно сильно».

«Женщинам следует знать о подобных вещах и уделять им внимание, иначе они могут подвергнуться большой опасности. Известно, что во время чумы женщин умирает много больше, нежели мужчин.Известно также, что женщины, утратившие с возрастом способность менструировать, более других способны творить злые заклятья и насылать злые чары, вредя людям и животным».

«Если ты возьмешь скипидар и вскипятишь его, спирт из него улетучится и останется смола; смешав же смолу вновь со спиртом, ты снова получишь скипидар, такой же, как прежде. Подобно этому человеческая кровь содержит эфир, огненный дух, имеющий свое средоточие в сердце, где он наиболее насыщен и откуда он излучается, и исходящие оттуда лучи возвращаются вновь к сердцу. Подобно этому и мир имеет свой огненный дух, пронизывающий небесную сферу, и средоточие его именуется солнцем; влияния, распространяемые солнцем, возвращаются к этому средоточию. Солнце излучает тепло и притягивает пары земли, и, подобно ему, сердце человека притягивает “hunnidum menstrui”, ядовитое планетарное испарение микрокосма женщины. “Spiritus vitae cerebri” душевнобольного человека притягивается луною, как стрелка компаса притягивается полюсом, и потому во время новолуния, когда влияние луны особенно сильно, такой больной будет чувствовать себя хуже, начнет бредить; подобным же образом “ Spiritus sensitivus” человека слабого, незащищенного может быть притянут луною и отравлен ее дурными влияниями».

«Ведьмы и злые духи могут, сверх того, использовать отдельные невидимые ядовитые элементы, извлеченные из тел пауков, жаб и других отвратительных созданий, применяя их в сочетании с менструальной кровью для злых дел, однако тайны этой науки раскрывать не следует. Можно лишь сказать, что порою они делают из воска фигурку человека, оборачивают его лоскутом ткани, смоченным менструальной кровью, добавив Mumia, извлеченную из трупов определенных животных предпочтительно животных, умерших от язвы, и, используя свое злое воображение, наводят порчу на человека, представленного этой фигуркою, отравляя его кровь и доводя его до смерти».

«Порою они берут зеркало в деревянной оправе и опускают его в бочку с водою так, чтобы оно плавало на поверхности зеркальной стороною к небу. Поверх зеркала, по его краю, кладут кругом лоскут, пропитанный менструальной кровью, и затем подвергают воздействию луны; эти дурные влияния возвращаются к луне и, излучаемые ею вновь, могут принести несчастье тому, кто любит смотреть на луну. Лучи луны, проходя сквозь круг на зеркале, становятся ядовитыми и заражают зеркало; зеркало вновь посылает отравленный эфир в небо, и луна и зеркало отравляются взаимно, подобно тому как отравляют взаимно свои души два дурных человека, глядя один другому в глаза. Если зеркало сильно отравлено таким образом, ведьма сохраняет его; желая навредить какому-нибудь человеку, она берет восковую фигурку, названную его именем, оборачивает ее лоскутом, пропитанным менструальной кровью, и направляет отраженный зеркалом свет через срединное отверстие на голову фигурки или другую часть ее тела, используя при этом свое злое воображение и произнося проклятья. Человек, которого изображала фигурка, утрачивает тогда свою жизненную силу, кровь его отравляется этим злым влиянием и тело покрывается нарывами и язвами. Такова может быть причина “pestis particularis”, если она поражает человека, не бывавшего там, где он мог заразиться этой болезнью от других людей».

«Если ведьма хочет кого-нибудь сглазить, она направляется туда, где ожидает встретить этого человека. При приближении его она смотрит в ядовитое зеркало и затем, спрятав его, смотрит в глаза своего врага; при этом сила яда переходит из зеркала в глаза ведьмы и из ее глаз в глаза ее жертвы. Ведьма может излечить свои глаза, если разведет огонь и посмотрит в него, а затем, взяв тряпицу, пропитанную менструальной кровью, и завернув в нее камень, бросит ее в огонь. Когда ткань сгорит, ведьма потушит огонь своей мочой, и ее глаза исцелятся; враг же ее может ослепнуть». (“De Pestilitate”.)

«Существуют, кроме того, некие вещества, используемые ведьмами и колдунами, которые, будучи добавлены в еду и питье, поражают душу тех, кто примет эту пищу, причем эта душевная болезнь может проявляться различно. Порою она заставляет мужчин и женщин вступать в любовные связи или делает их сварливыми, принуждает безрассудно рисковать или обращает в трусов. Порою жертвы подобного колдовства без памяти влюбляются в тех, кто дает им это зелье; случается, что таким образом хозяин или хозяйка влюбляются в своих слуг, напоивших их подобным зельем, и сами становятся их рабами. Даже лошади, собаки и другие животные подпадают под действие таких чар. Если женщины подсыпают зелье мужчинам, те могут влюбиться столь сильно, что не смогут думать ни о ком, кроме них; и если мужчины проделывают то же с женщинами, те будут постоянно думать о них». (“De Morbis Amentium”.)

«Вещи, используемые такими людьми для своих надобностей, суть не что иное, как субстанции, долгое время соприкасавшиеся с их телами и содержащие часть их жизненной силы. Женщины достигают большего в этих опытах, ибо они более порывисты, более непримиримы в своем желании отомстить, более склонны к зависти и ненависти. Будучи полностью поглощены своими фантазиями, они дают жизнь активному духу, который обращает их воображение к тому, чего они пожелают. Резчик берет кусок дерева и вырезает из него все, что придет ему на ум; подобным же образом и воображение может создавать все что угодно из эссенции жизни. Mumia есть то тело, которым пользуется воображение, дабы обрести некую формы. Она растет и развивается, питаясь силою веры, но уменьшается и поглощается разумом под воздействием воли. Воображение женщин работает с наибольшей силою, когда они спят или предоставлены самим себе: и потому не должно им пребывать долго в одиночестве, но следует развлекать их, ибо, будучи в плохом настроении и затаив дурные мысли, они могут силою своего воображения отравить пищу, которую готовят, или сделать ее нечистою, даже не осознавая этого. Женщинам, погруженным в свои фантазии и неспособным контролировать их, не следовало бы нянчить и воспитывать детей, ибо воздействие их воображения на ребенка может принести ему вред. Под действием воображения из “Mumia spiritualis” могут возникать существа, обладающие огромными силами». (Фрагмент “De Virtute Imaginationae”.)

«Силою воображения посторонние предметы могут быть помещены невидимо в тела человеческих существ, подобно тому как, взяв в руку камень и опустив его в сосуд с водою, я вытаскиваю руку, оставляя камень в воде.

 

 

Менструирующие ведьмы могут особенно успешно рассеивать (дематериализовывать) предметы силою своего воображения. Они лепят из воска фигуру, представляющую человека, которому хотят навредить, потом оборачивают вокруг ее шеи лоскут, пропитанный менструальной кровью, и закрепляют его бечевой, протянутую сквозь пульпу раздавленного паука. Затем они берут лук и стрелу, сделанную из определенной породы дерева, привязывают к ней осколки стекла, гвозди, щетину или другие подобные вещи и выстреливают ею в восковую фигурку; при этом предметы, растворенные их воображением, переносятся силою Mumia в тело человека, против которого направлено колдовство, и могут быть найдены там материально». (“De Sagis”.)

«Сила воображения есть великое орудие в медицине. Она может вызвать болезнь у человека или животного и она может исцелить их. Но болезнь или исцеление происходят не силою символов или фигур, сделанных из воска или написанных на бумаге, но воображением, руководимым волею. Все воображение человека исходит из сердца. Сердце есть зерно Микрокосма, и, исходя из зерна этого, воображение переходит в Макрокосм. Другими словами, воображение человека есть зерно, ставшее материальным или телесным. Мысль есть действие, определенно направленное. Мне не приходится руками поворачивать свои глаза туда, куда я хочу посмотреть, но мое воображение обращает их по моему желанию. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца, действующего инстинктивно, безо всяких сознательных усилий. Сила мощного воображения, направленная на человека, может погубить либо исцелить его, в зависимости от природы желания, пробуждающего силу, которое может быть добрым или злым. Потому проклятье может принести зло, а благословение добро, если они исходят из сердца».

«Магия есть великая сокрытая мудрость, то же, что обыкновенно именуется умом, есть великая глупость. Чтобы проявить мудрость, не требуются заклинания и впечатляющие церемонии. И начертание кругов, и курение ладана суть лишь шутовство и искушение, способное привлечь только злых духов. Сердце человеческое есть великая вещь, столь великая, что никто не может полностью выразить его величие. Оно непреходяще и вечно, как Бог. Если бы знали мы всю силу человеческого сердца, мы поняли бы, что в мире нет ничего невозможного для нас. Воображение укрепляется и совершенствуется верой, и всякое сомнение разрушает плоды его работы. Вера должна поддерживать воображение, ибо она проявляет волю. Люди до сих пор не обладают совершенным воображением потому лишь, что не верят в свои силы, в которых они вполне могли бы убедиться, овладев истинным знанием».

«Если воображение одного человека, действуя на другого, не всегда может достичь желаемого, то это происходит потому, что оно слишком слабо, дабы проникнуть сквозь броню его души, защищенной сильной противостоящей волею; каждый способен усилить свою волю и сделать свою душу неуязвимой благодаря глубокой вере в высочайшую силу Бога». (“De Peste”, lib.i.)

«Те, кто сильны в вере своей и полны убежденности, что божественная сила в человеке может защитить его от всяческого зла, исходит ли оно от воплощенных или невоплощенных существ, становятся неуязвимыми. Если же человеком слабым овладевает злая воля, которой он не в силах противостоять, необходимо, чтобы некто, обладающий духовной силою, оградил его от этого влияния. Червь может вырасти внутри ореха, хотя скорлупа его цела и нет в ней ни единой дырочки, в которую червь мог бы влезть. Подобно этому злой дух может войти в человека и вызвать болезнь, не делая дыры в его теле. Так бывает, если разум человека слаб и душа его не защищена верою и убеждениями, и потому лучшее лекарство от всех болезней сильный разум, озаренный внутренним светом мудрости, исходящей от Бога».

«Болезни тела могут быть исцелены физическими средствами либо силою духа, действующего через душу. Болезни души исцеляются силою духа, но для этого нужно нечто большее, нежели неискренние молитвы и пустые церемонии,нужно осознание духом того, что он может совершить все, что пожелает. Молитва бесполезна, если ее произносят только губы, в то время как сердце желает зла. Не всякий, кто носит одежды священника, есть человек духа, если даже он и рукоположен в церковный сан. Быть посвященным в сан людьми не значит еще владеть духовной силою, ибо сила эта дается только духом; но обладающий даром исцелять болезни и снимать порчу силою духа, посвящен Богом. Остальные суть лишь знахари и лгуны, невзирая на все их суеверные убеждения, мнимые знания и признанные людьми авторитеты». (“De Sanctorum Beneficiis”.)

 

Болезни, вызванные астральным влиянием.

«Мир есть Макрокосм, человек есть Микрокосм, и все элементы, сущие в первом, существуют и во втором. Все влияния, исходящие от Солнца, планет и звезд, оказывают невидимое воздействие на человека, и если влияния эти злы, они приносят несчастья. Никакое растение не может развиваться без солнца, но если воздействие его слишком сильно, растение засохнет и погибнет. Мир окружен парообразной сферою подобно тому, как яйцо окружено скорлупою. Космические влияния проникают внутрь сквозь эту скорлупу, и потому они могут быть отравлены миазмами воздуха и вызвать эпидемии. Злые астральные влияния не отравляют весь мир, но лишь те места, где есть основание для заражения. Если в нашей атмосфере нет зародышей болезни, внешние астральные влияния не причинят ущерба. Если элементы зла существуют в сфере нашей души, они могут притянуть астральные влияния, способные вызвать заболевание. Если вода в озере промерзнет до дна, рыба погибнет, и так же погибнет она, если вода станет слишком теплою; и если существуют в воде некие элементы зла, притягивающие соответственные злые планетарные влияния, великое множество рыбы погибнет и никто не будет знать причину этого.» («Paramirum».)

«Луна может произвести очень дурное влияние, в особенности во время новолуния, которое может быть пагубным для людей, чьи звездные тела обладают магнетическими элементами, притягивающими это влияние; соединение Луны с определенными планетами может сделать ее влияние еще более вредоносным. К примеру, соединение Луны с Венерой и Марсом может вызвать чуму, соединение Луны с Сатурном — некоторые острые заболевания, и так далее; но никакое вредное влияние не способно вызвать болезнь там, где нет зародыша этой болезни. Место Солнца в Микрокосме — сердце, место Луны — мозг. Влияние Луны холодно; душевнобольных людей называют лунатиками, ибо они часто подвержены влиянию Луны, действующему на мозг и возбуждающему половую страсть, вызывающему дурные сны и видения.»

«Существуют звезды, чье влияние соответствует лечебным свойствам некоторых металлов, и также звезды, соответствующие свойствам определенных растений; они могут оказывать доброе или злое воздействие, будучи притягиваемы соответственными элементами звездного тела человека. Врачу надлежит знать физиологию и анатомию небес столь же хорошо, как и человеческую, понимать причину звездных (астральных) заболеваний и знать, как их лечить; ибо он может тщетно пробовать на больном свои лекарства, пока тот находится под восходящим влиянием злой звезды, но как только злое влияние прекращается, заболевание также изменяет свой характер или исчезает. Каждый металл и каждое растение обладает определенными свойствами, которые могут привлекать соответственные планетарные влияния, и если нам ведомы влияния звезд, соединения планет и свойства наших лекарств, мы будем знать, какое следует дать лекарство, дабы привлечь влияние, которое окажет благотворное действие на больного».

«Если, к примеру, женщине не хватает элемента, сущность которого излучается Марсом, и она страдает потому малокровием и недостатком нервной силы (анемией), мы можем дать ей железа, ибо звездные элементы железа соответствуют звездным элементам, содержащимся в Марсе, и будут притягивать их, как магнит притягивает железо. Но нам надлежит найти растение, содержащее железо в эфирном состоянии, ибо оно предпочтительнее, нежели металлическое железо. При водянке было бы крайне вредно давать любое лекарство, способное притянуть злое влияние Луны; Солнце же противоположно Луне, и те лекарства, что притягивают звездные эссенции Солнца, будут противостоять лунным, и таким образом причина водянки может быть устранена. Подобный ход рассуждений можно применить и при других звездных болезнях.»

 

Last changed: Февраль 26, 2004                                                                <<< Назад
Дальше>>>>
  Вернуться на главную.